The Art Newspaper Russia, одно из главных изданий о культуре и искусстве в России, объявила претендентов на свою ежегодную премию за достижения в сфере российской культуры. Если судить по шорт-листу, то год вовсе не выглядит пустым или напрасным. Несмотря на грустные и ограничивающие обстоятельства пандемии, включая отмену выставок и приостановку работы музеев и галерей, организаторы не сняли ни одной номинации. Проходных имен и названий в списке тоже нет, хотя некоторые из отмененных выставок могли усилить конкуренцию и добавить премии интриги.
В этом году премия The Art Newspaper Russia вручается в девятый раз. Правила остаются неизменными. Номинации соотвествуют основным рубрикам газеты:
- «Музей года»;
- «Выставка года»;
- «Книга года»;
- «Реставрация года»;
- «Личный вклад».
Победителей выбирают редакционным решением. Критерии отбора номинантов и победителей — это публичный резонанс и высокий профессиональный уровень их свершений. Как глобальному изданию (The Art Newspaper Russia выходит в разных странах) премии важно отметить события и явления, делающие российское искусство частью мирового художественного процесса, уточняют в редакции The Art Newspaper Russia.
Лучшие выставки
Самая главная номинация — «Выставка года». Конкуренция здесь всегда максимально высокая, редко когда победитель очевиден до церемонии. В этом году номинированы «Мы храним наши белые сны» в музее «Гараж», эрмитажный «Чжан Хуань. В пепле истории» и «Ненавсегда. 1968–1985», проведенная Новой Третьяковкой. Вероятно, из-за того, что один из критериев и премии в целом и этой номинации — успех у зрителей, в число номинантов не попала фактически отмененная выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — несомненная удача Музея Москвы, проработавшая всего три дня до второго музейного локдауна.
Все три выставки-номинанты можно считать концептуальными. Хотя «В пепле истории» — выставка одного художника, она выходит за рамки идеи знакомства зрителя с творчеством Чжан Хуаня и ставит гораздо более сложные вопросы. Прошлогодние номинанты (5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (Третьяковская галерея) и «Ткани Москвы» (Музей Москвы) также принадлежали к этой категории, что подтверждает интерес и сообщества, и публики к сложным тематическим экспозициям, а не только к ретроспективным блокбастерам.
Главные музеи
Номинация «Музей года» обычно одна из самых предсказуемых: ежегодно в шорт- и лонглисте премии фигурируют почти одни и те же имена — столичные гранды. Этот же год выглядит почти сенсацией: среди претендентов нет ни Эрмитажа, ни Третьяковской галереи, ни Пушкинского (хотя первые два были в лонг-листе премии). Более того, за победу будут бороться только региональные (хотя к Петербургу и Московской области это определение можно применить с натяжкой, но все-таки) институции — подмосковный «Новый Иерусалим», Музейный квартал в Туле и петербургский «Манеж». С учетом того что в прошлом году «Выставкой года» была признана 5-я Уральская биеннале, решение редакции еще раз подтверждает важную тенденцию: в регионах не просто «есть жизнь», а она абсолютно конкурентна относительно столичной.
Реставрация, книги, меценаты
Награда «Личный вклад» — ежегодно одна из самых сложных для организаторов. Как измерить, чей вклад больше, нужнее и важнее? Список претендентов этого года тоже выглядит сложной задачей. Номинирован Марат Гельман — один из пионеров российского галерейного дела, чья известность вышла далеко за рамки мира современного искусства. В 2020 г. Гельман передал в дар Государственной Третьяковской галерее около 50 работ из своей коллекции, и это один из крупнейших даров в современной российской музейной истории. Основательницу ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргариту Пушкину отмечают за проведение своего мероприятия в условиях пандемии и закрытых границ. Глобальные ярмарки, Art Basel или Freeze, были перенесены, а Cosmoscow — состоялась. Галерист Максим Боксер заслужил номинацию благодаря организации виртуальной площадки «Шар и крест», где художники могут встретиться с коллекционерами. Номинация Марианны Сардаровой (не первая, конечно) — еще одно подтверждение ее вклада в развитие отечественного рынка современного искусства. Фаворитами выглядят Анатолий и Ирина Седых, которым удалось организовать мероприятие мирового уровня — в рамках фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области открыть фреску «Стой — иди. Амбар в Нормандии» — и привезти туда ее автора, российского классика Эрика Булатова.
«Реставрацией года» могут стать Дом Наркомфина (Москва), полотна Федора Рокотова из собрания Государственного исторического музея (Москва) и Северный речной вокзал (Москва). Архитектурные проекты кажутся фаворитами. Во-первых, в силу масштаба. Например, реставрация Северного вокзала включала не только ремонт здания, но и работы по благоустройству прилегающего парка, набережной, а также реконструкцию (точнее, даже строительство) причалов. Во-вторых, потому что архитектура очень болезненная тема и новостей тут больше о сносе и невосполнимых утратах, нежели о качественной реставрации.
Категория «Книга года» в этот раз оказалась продолжением остальных номинаций. Лучшими жюри посчитало«Это было навсегда. 68/85», изданную к выставке «Ненавсегда. 1968–1985» в Третьяковской галерее, трилогию издательства «Слово» (вольные биографии московских коллекционеров Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых, Ильи Остроухова) и сборник Бориса Гройса «Частные случаи» (19 статей о художниках, от Василия Кандинского и Марселя Дюшана до Инги Свалы Тоурсдоуттир и У Шаньчжуаня.)