Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Игра с огнем: кризис путинской национальной политики

Россия давно уже перестала быть светской страной. Православные попы актуализировали и даже ввели в Уголовный кодекс нормы, принятые средневековыми церковными соборами. Владетельные ханы, называющие себя защитниками ислама, умиляются, когда их дети избивают русских подследственных, без лишних формальностей выдаваемых в их улусы федеральными «правоохранителями».
Конфессиональный мир бывает только в отдельно взятом Кремле
Конфессиональный мир бывает только в отдельно взятом Кремле kremlin.ru

Однако события последних дней выглядят спе­цифически даже на этом не слишком обычном фоне.

Я имею в виду, разумеется, стихийные антисемитские акции на Север­ном Кавказе. Сначала в дагестанском Хасавюрте толпа солидар­ных с терро­ристами из ХАМАС молодчиков направилась к местной гостини­це, в кото­рой якобы остановились туристы из Израиля, выкрикивая оскорбительные лозунги. В гостиницу бросали камни, и полиция вынуждена была пустить внутрь здания представителей собравшихся, чтобы те могли убедиться, «что в нем нет евреев».

Экстремистские ценности

На следующий день в Кабардино-Балкарии, в Нальчике, был подожжен строящийся еврейский культурный центр, на стенах которого также появились антисемитские надписи. Граждане республики призвали подписывать петицию против строительства данного объекта по причине его ненужности ввиду того, что «евреи не являются в республике одной из „титульных“ национальностей» (призыв почти немедленно собрал больше 20 тыс. подписей, пока петиция не была удалена с сайта). В Черкесске потребовали выгнать всех евреев из региона — а «вишенкой на торте» стали протесты в Махач­кале, где дикая толпа захватила аэропорт, куда незадолго до этого призем­лился авиарейс из Тель-Авива. 

Происходящее вполне вписывается в «путинскую национальную политику», в которой этническая идентификация крайне прочно связана с конфессиональной. «Русский мир» практически изначально трактовался как мир православный, и роль Русской православной церкви в его «консолидации» считается критически важной.

Аналогичным образом «возрождение» Чечни происходило в контексте усиления роли ислама — как в республике, так и вне ее (можно вспомнить, как в традиционно русских городах внедряется традиция отмечания мусульманских праздников).

В Кремле полагают, что религиозные веяния власть может контролировать хорошо, а «националистические» — ху­же: отсюда стремление наказывать за оскорбление религиозных святынь или священных книг при полном безразличии к нарушению культурных прав от­дельных народов. (Например, на изучение национальных языков — можно отметить тут доведение до самоубийства удмуртского учёного и активиста Аль­берта Разина, о котором уже давно никто и не вспоминает.) Светская этика власти уже не интересует, а религиозный экстремизм — православный ли, мусульманский — практически уравнен с любезными фюреру «традиционными ценностями».

«Мойша Израилевич» Путина

Однако в Кремле, вероятно, забыли, что в стране живут и другие люди, для кото­рых религия и национальность почти идентичны.

Консолидация христиан и мусульман в России до последнего времени с относительным успехом подпитывалась латентным антисемитизмом, насаждаемым с самого верха. Социологи не находят у россиян заметных антиеврейских настроений, но оскорбительные замечания о «Мойшах Израилевичах» и о том, что «у меня даже есть друзья-евреи» выскальзывают из уст Владимира Путина всё чаще.

Сейчас процесс становится более ярким: повышение гра­дуса ненависти к олигархам, эмигрантам и всяким там оппозиционерам, ко­торое осознанно допускает Кремль, трансформируется в мощную антиев­рей­скую волну, которая «разгоняется» трогательной дружбой вооружённых террористов из Газы и Москвы. Совершенно неслучайно дебоширы в Дагес­тане бегали с флагами т. н. Палестинского государства, поддержка которого была явно санкционирована недавним приемом террористов из ХАМАС в Москве. Поэтому тренд имеет все шансы превратиться в новую кампанию против «безродного космополитизма», которая обойдётся России в десятки тысяч уехавших специалистов и дополнительную напря­жённость в между­народных отношениях — но, на мой взгляд, не только.

Война креста и полумесяца

Религиозные войны становятся новой реальностью XXI века (даже прези­дент Эрдоган недавно заявил о перспективе глобального конфликта креста и полумесяца) — но проблема России заключается в том, что такой конфликт может обернуться не межгосударственным, а внутренним противостоянием, и в отличие, например, от европейских стран, противостоянием меж­ду коренными народами, а не титульной нацией и иммигрантами.

Россия, судя по всему, твёрдо приняла на вооружение доктрину, согласно которой она является самостоятельной цивилизацией, отделенной от Запада. Владимир Путин выдвигает оригинальную до безумия концепцию, что «залогом устойчивости и развития… самобытной цивилизационной общности [являются] ее неоднородность и многообразие» — но последние события в России пока не подтверждают этого смелого предположения. «Неоднородность и многообразие» вовсе не трансформируются в солидарность и даже терпимость — они помогают пока поддерживать относительную «сцепку» наиболее влиятельных этнических групп за счёт возбуждения неприязни к более мелким.

Этот путь, однако, может использоваться для повышения управляемости только до тех пор, пока большие группы не осознают, что никакой «цивилизацион­ной близости» между ним нет и никогда не было. Если к тому времени правовая система России будет уничтожена как явление, а люди, изощрённо демонстрирующие непримиримость к врагам своих конфессий, станут социально признанными идеалами, для разрушения «госу­дарства-цивилизации» не потребуется даже вмешательства внешних сил — Кремль сам запустил в общество чувство исключительности и сопровождающую его ненависть к инаковости.

Я, честно говоря, не вполне понимаю, как будут Пу­тин и его окружение реагировать на стремление мусульман разобраться с евреями, ес­ли только недавно все молчали, когда за избиение русских моло­дые чеченцы осыпались орденами…

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку