Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Патриарх Кирилл и его желание смертной казни

Вопрос о смертной казни на встрече патриарха Кирилла с будущей элитой — участниками агрессии в Украине, которые проходят образовательную программу «Время героев», — прозвучал и весьма неожиданно, и очень логично: эти люди вскоре будут решать судьбу россиян. Патриарх ответил будущей элите сразу на два вопроса: оправдано ли убийство как таковое; не пора ли вернуть смертную казнь.
Казнить нельзя помиловать
Казнить нельзя помиловать сайт Московской патриархии

У меня вопрос о смертной казни, о ее необходимости в нашей стране, говорит один из участников программы, и патриарх отвечает ему так:

— Начну с богословия, да? Смертная казнь присутствовала на протяжении всей человеческой истории. Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя Сам незаслуженно претерпел смертную казнь.

Тут прямо все три позиции более или менее не соответствуют действительности. Даже в отдельно взятой российской истории смертная казнь много раз отменялась — императрицей Елизаветой, императором Александром Вторым, Временным правительством, большевиками (правда, очень ненадолго) после Октябрьского переворота, даже Сталиным после войны, в 1947 году; с 1996 года нет смертной казни в современной России.

Если брать иностранную жизнь, то смертной казни на законодательном уровне уже 160 лет нет в Сан-Марино и в Португалии, а в Европе в целом — с 1997 года (за исключением Беларуси). Всего 58 стран мира сегодня сохраняют в законодательстве этот вид наказания.

Господь Иисус Христос не то, что не осуждал смертную казнь, а прямо ее отменил — побивание камнями было одним из самых жестоких видов смертной казни. Евангелие от Иоанна, глава 8:

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Смертная казнь самого Иисуса не была заслуженной, да, — но таков был Божественный замысел; в молении о чаше Он даже просит Отца Своего пронести чашу сию — то есть предстоящую Крестную смерть — мимо Него. Но Сам же потом и говорит (Евангелие от Матфея, глава 26): «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня… да будет воля Твоя!». Он идет на Крест не по человеческому решению, и трактовать это событие, одно из главных в христианском вероучении, как судебную ошибку (незаслуженная казнь — это же судебная ошибка) по меньшей мере странно.

«Убийство человека в наказание за его преступления — крайняя мера, — продолжает ответ патриарх Кирилл, — но в слове Божием есть такие слова: „Измите злаго от вас самех“ (Первое послание к Коринфянам, глава 5). То есть если есть человек — опаснейший для общества и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать».

Это слова апостола Павла (апостола, а не Бога), и они — ответ на страшное происшествие в коринфской христианской общине: некто вступил в половую связь с женой отца, то есть с мачехой. Тяжкий грех, но Апостол Павел ни в какой мере не имеет в виду, что человека, уличенного в кровосмешении, следует казнить или убить, ничего подобного в послании не сказано. Апостол просит христиан плакать (молиться со слезами) и отлучить прелюбодея от христианской жизни, от общины, от церкви. (А слово «злой» здесь означает «развращенный», «грешный».)

Ну, а патриарх Кирилл продолжает: Церковь никогда не настаивала на том, что нужно отменить это наказание — именно основываясь на словах «Измите злаго от вас самех».

Как уже и сказано, слова апостола Павла патриарх трактует странно. Историческая русская церковь, действительно, по большей части не возражала против смертной казни — как организация; основатель же Церкви как мистического тела, Иисус Христос, прямо говорит (Евангелие от Матфея, глава 5): «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас».

Ветхозаветный принцип, на котором основана идея смертной казни, — око за око, зуб за зуб. Но Ветхий Завет — это приготовление к Новому, к пришествию Спасителя, и оно, это пришествие, меняет все в мире, меняет понимание жизни, в том числе меняет и ветхозаветные принципы.

Иисус Христос против кровной мести, кто бы ее ни совершал, человек или государство.

Приведу еще одну цитату из того же ответа патриарха Кирилла на вопрос о смертной казни: Дай Бог, чтобы как можно меньше было случаев, когда необходимо, чтобы человек лишался жизни — даже за какие-то преступления.

Эти слова более чем удивительны в устах не то что патриарха, а просто христианина. Итак, есть случаи, когда необходимо убить человека. Необходимо! Я вижу в этих как бы впроброс сказанных словах оправдание убийств, которые совершаются сейчас в Украине по желанию и поручению Владимира Путина.

В меру своих сил поручение исполняет и Владимир Гундяев, работающий патриархом Кириллом.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку